Навигация
Главная Статьи
 
Пользователь
Забыли пароль?
Регистрация
 
Поиск
 
RSS / MAP / W3C

RSS - международный формат, специально созданный для трансляции данных с одного сайта на другой. 
Используя готовые экспортные файлы в формате RSS, вы можете разместить на своей странице заголовки и аннотации сюжетов наших новостей. 
Кроме того, посредством RSS можно читать новости специальными программами - агрегаторами новостей - и таким образом оперативно узнавать 
об обновлениях нужных сайтов.
Google SiteMap
Valid XHTML 1.0 Transitional
 
РОССИЯ И УКРАИНА: СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО ИЛИ ВЫНУЖДЕННОЕ СОСЕДСТВО?

Проблемы развития отношений между Россией и Украиной после распада СССР привлекают большое внимание как российских, так и украинских историков, политологов, социологов и политиков. Это находит отражение в многочисленных публикациях, в которых авторы пытаются осуществить анализ их развития с учетом геополитической ситуации, тесных экономических связей на уровне отдельных регионов и предприятий, сложившихся еще в советское время

Значительное количество публикаций было приурочено к десятилетию российско-украинских отношений . Причем хронологический отсчет этого десятилетия видится по-разному. Так, в двухтомном сборнике документов Россия -Украина. 1990-2000 , подготовленном внешнеполитическими ведомствами двух стран, он начинается с 1990 г., когда 12 июня сначала РСФСР, а затем 16 июля и Украина приняли декларации о государственном суверенитете . Думается, было бы правильно хронологический отсчет в становлении и развитии российско-украинских отношений вести с 14 февраля 1992 г., когда два суверенных государства подписали Протокол об установлении дипломатических отношений между Российской Федерацией и Украиной . Предшествующие полтора года были наполнены сложнейшими и противоречивыми социально-политическими процессами и событиями, происходившими в уже агонизировавшем, но еще не распавшемся Советском Союзе, которые гипотетически могли привести к иным вариантам развития. Если бы в августе 1991 г. победили путчисты, во что превратились бы упомянутые выше декларации?

В данной статье рассматриваются взгляды украинских исследователей и политиков на место и роль российско-украинских отношений в общемировом процессе глобализации, в развитии взаимоотношений России и Украины с ведущими странами мира, с ЕС и НАТО, а также в рамках СНГ.

Следует заметить, что в ряде рассматриваемых работ в научный анализ проблем, возникающих в развитии двусторонних отношений, нередко вторгаются конъюнктурные, политические соображения. Так, например, президент Атлантического совета Украины В.Гречанинов пишет: Отношения Украины с Россией в экономическом плане на протяжении 90-х годов XX столетия имели характер не сотрудничества, а давления со стороны последней, точнее - партнерства-давления . Указывая на активизацию украинско-российских отношений в экономической и военно-политической сферах в начале XXI в., он подчеркивает, что ситуация пока что мало меняется . В то же время В.Гречанинов считает, что и Украине, и России в развитии двустороннего сотрудничества необходимо учитывать как геополитические факторы, так и процессы глобализации, развивающиеся в современном мире. Касаясь проблем в развитии отношений между двумя странами, он вынужден констатировать: ...ситуация, связанная с экономической, энергетической зависимостью Украины от России, отсутствие с нею и Беларусью границ, базирование на территории Украины ЧФ РФ (пока что до 2017 г.) и т.п. создают объективные условия, из-за которых вступление Украины в западные структуры может осуществляться только вместе с Россией .

Заведующий отделом Национального института российско-украинских отношений Б.Парахонський еще более категоричен в оценке двусторонних связей. Он, в частности, пишет: Анализ тенденций развития украинско-российских отношений за последний год показывает, что явное нежелание России видеть Украину в кругу европейских держав приобрело черту целенаправленной политики, главной задачей которой является включение нашей державы в более жесткую систему зависимостей Москвы, аналогичной белорусскому варианту . Автору импонирует политика США в отношении европейских государств и Украины, которую они якобы хотят видеть в роли влиятельного регионального лидера в соответствии с ее геополитическим потенциалом, и он предупреждает, что если вероятным станет вариант переориентации Украины на Москву, шансы на формирование мощного европейского пространства будут значительно ниже . Выходит, судьба Европейского союза и европейской интеграции зависит от Украины? Между тем даже многие западные исследователи и политики предполагают, что вступление государств Центральной и Восточной Европы в ЕС и НАТО на первом этапе будет способствовать ослаблению в целом этих структур.

Рассматривая уровень украинско-российских отношений украинский историк В.Кириченко высказывает мнение, что в их развитии определяющую роль играют не принципы равноправного партнерства, а некоторые другие факторы. В частности, он считает, что основные направления стратегии РФ обусловлены ее геополитическими амбициями и стремлением вернуть себе статус сверхдержавы, который она потеряла после распада Варшавского блока и СССР . Среди этих факторов он выделяет - экономическую и социокультурную экспансию во все независимые страны на пространстве бывшего СССР, поддержку русскоязычного населения, создание условий для политического контроля и доминирования России . Тем не менее, анализируя противоречия в развитии отношений между Украиной и Россией, В.Кириченко признает, что негативных моментов стратегического партнерства с Россией в целом меньше, чем позитивных, и они могут быть уравновешены стратегическим партнерством с другими странами . Автор выделил основные подходы, на базе которых формируются взгляды как представителей властных структур, так и общественности. К ним он относит следующие:

- Россия - это реальность, которую нельзя не учитывать;

- Россия - наш большой сосед, которого нельзя игнорировать и с которым необходимо жить по-доброму;

- события в России, как правило, это прообраз будущих событий в Украине. В то же время это практически единственная держава, способная при некоторых условиях угрожать независимости Украины;

- Россия и Украина - это единое славянское цивилизационное пространство .

Характеризуя основные направления внешней политики Украины С.В.Виднянский и А. Ю.Мартынов считают, что значительной угрозой для ее национальной безопасности является напряжение во взаимоотношениях России и западных государств. Если Запад декларирует желание видеть Украину свободной, демократической, процветающей, именно такой она может быть, существуя независимо от России, то последняя видит, - как отмечают они, - Украину в сфере своих жизненно важных национальных интересов . Данное утверждение звучит по крайней мере наивно. Неужели авторы серьезно полагают, что ведущие западные государства безвозмездно помогут Украине добиться экономической и энергетической независимости, не преследуя при этом свои собственные долговременные геополитические и экономические интересы?

Более реалистично высказывается по этому поводу С.В.Кульчицкий, указывая, что Запад относился в рассматриваемый период к Украине хорошо, но в то же время он думал прежде всего о своих собственных интересах . Анализируя двухвекторный характер внешней политики президента Л.Кучмы, С.В.Кульчицкий отмечает, что она имела основную цель обеспечить политическую независимость Украины в условиях ее экономической, прежде всего энергетической зависимости от России и поэтому должна была получить доступ к финансовым ресурсам США и находящихся под их контролем международных экономических организаций .

Тем не менее приостановление американской финансовой помощи Украине осенью 2002 г., связанное с обвинением ее в поставке Ираку современных противоракетных комплексов, свидетельствует о том, что этот украинский внешнеполитический вектор на данном этапе не был реализован. Такой поворот событий предсказал ранее украинский исследователь Н.И.Михальченко. Во взаимоотношениях с Украиной и США, и Россия, и Объединенная Европа будут требовать, - писал он, - поддержки своей линии в международных делах . Однако постоянное балансирование Украины в сфере их политических и экономических интересов не может продолжаться долго, так как достаточно одной ошибки и ей будет отказано в экономической и финансовой помощи .

Следует отметить, что еще в 1996 г. была опубликована книга, в которой Украине рекомендовалось проводить активную и уравновешенную политику, направленную на установление взаимовыгодных связей с бывшими республиками СССР и прежде всего с Россией, отношения с которой в последнее время удалось, - подчеркивали авторы, - вывести на нормальный деловой уровень .

Украинский исследователь С.В.Максименко предлагает следующие принципы, на которых должен базироваться процесс интеграции Украины и России в ЕС: во-первых, исключительно на национальных геополитических интересах, которые находят свое проявление в принципе перехода от выживания к развитию; во-вторых, на разработке методик выхода из ловушек глобализации, включая сбор информационных массивов с целью создания крупных открытых центров обработки и анализа баз данных; в-третьих, на активной поддержке научно-исследовательских ресурсов; в-четвертых, на быстрейшем внедрении новых технологий и защите национального интеллектуального ресурса от посягательств других государств; в-пятых, на создании инфраструктуры транспортных коридоров, которые будут оказывать содействие, в частности, утверждению Украины как морского государства .

Официальная точка зрения на проблемы украинско-российских отношений представлена в обширной статье главы администрации президента Украины В.Литвина , опубликованной в нескольких номерах журнала Виче . В частности, он подчеркивает, что Украина, исходя из особенностей ее исторического развития, специфики геополитического положения и взаимных экономических связей считает украинско-российские отношения стратегически важными и приоритетными . Анализируя развитие двусторонних отношений в прошедшее десятилетие, В.Литвин указывает, что за этот период между двумя странами было заключено около 240 межгосударственных и межведомственных соглашений, более 100 из которых действуют и поныне, охватывая практически все направления сотрудничества . Кроме того, он особо отмечает активное расширение сотрудничества на межрегиональном уровне, результатом которого стало подписание свыше 250 двусторонних соглашений . Подчеркивая, что в настоящее время между Украиной и Россией не существует неразрешимых политических проблем, В.Литвин призывает к поиску конкретных механизмов, которые могли бы создать благоприятные условия для наполнения реальным экономическим содержанием украинско-российских отношений .

Не менее откровенно высказывается о значении отношений Украины с Россией и народный депутат Украины член-корреспондент НАН Украины О.Билорус. Россия была и объективно остается, - указывает он, - глобальным стратегическим партнером и приоритетом Украины уже потому, что сосуществование с Россией является чуть ли не наибольшей, наисложнейшей и наиважнейшей проблемой для Украины . Такого же мнения придерживается и народный депутат Украины О.Г.Пухкал указывая, что приоритетность этого вектора подчеркивается нашей заинтересованностью в развитии взаимовыгодных торгово-экономических отношений с Россией, в поддержке культурных, социальных связей с нашим великим северным соседом . А те украинские ура-патриоты, которые не желают это понять, считает О.Билорус, наносят ей большой вред .

Значительный интерес представляют социологические опросы населения Украины относительно основных направлений ее внешнеполитического курса. Так, если в 1994 г. за расширение связей Украины со странами СНГ высказались 40, 5%, то в 2001 г. - только 16, 4%. За этот период снизилось также число сторонников интеграции Украины с Россией: в 1994 г. их было 17, 5%, а в 2001 г. - 6, 6% . Итоги опроса по первому вопросу объясняются очевидно низкой эффективностью функционирования структур СНГ и их неспособностью добиться позитивного развития интеграционных процессов в рамках этого межгосударственного объединения. Снижение же почти в три раза сторонников украинско-российской интеграции обусловлено, по мнению О.С.Резника, нежеланием российского правительства в последние годы содействовать продвижению украинских товаров на свой рынок, события в Чечне . Но разве Украина недолжна создавать благоприятные условия для размещения российских товаров на украинских рынках? Что же касается событий в Чечне, то вряд ли уместно следовать заблуждениям некоторых западных политиков и общественных деятелей, берущих под защиту чеченских террористов и фактически демонстрирующих приверженность двойным стандартам.

Важно отметить, что в то же время увеличилось число сторонников возможного создания восточнославянского блока в составе Украины, России и Беларуси. Если в 1994 г. их было 24, 3%, то в 2001 г. - 29, 2% . В связи с этим интересным представляется высказывание заместителя директора Федерального института восточноевропейских исследований (Германия) Г.Симона. Если бы Украина не автономизировалась полностью, вероятно, стал бы возможен, - указывает он, - союз трех восточнославянских народов, т.е. сокращенный вариант СССР . Хотя в конечном итоге он полагает, что ныне восстановление общей государственности весьма маловероятно, даже в форме не очень тесной конфедерации .

Значительный интерес представляет и точка зрения главного редактора журнала Полiтична думка А.Дергачева на место и роль украинско-российских отношений в европейском и евразийском контексте. Украинско-российские отношения безусловно имеют, - подчеркивает он, - стратегический характер, но они лишены признаков реального партнерства . А.Дергачев полагает, что после того как вариант воссоединения Украины с Россией утратил свое практическое значение, стратегический интерес последней заключается в недопущении превращения Украины в союзника ее геополитических оппонентов и в сохранении Москвой унаследованных и наращивание дополнительных средств влияния и возможностей контроля . Отмечая положительные тенденции в двустороннем сотрудничестве, наметившиеся в последние годы, А.Дергачев в то же время считает, что данный этап отношений безусловно характеризуется: прагматизмом сильного - России, прагматизмом слабого - Украины .

Необходимо выделить опубликованный в 2001 г. сборник документов Россия - Украина. 1990-2000, отражающий процесс формирования правовой базы отношений между Россией и Украиной в 1990-2000 гг., помогающий выявить комплекс проблем и противоречий, возникавших в развитии российско-украинского сотрудничества.

Подчеркивая уникальность публикуемых документов и материалов министр иностранных дел РФ И.С.Иванов отмечает, что за юридическими формулировками договоров и соглашений стоит история короткого, но исключительно важного и ответственного периода в отношениях двух братских государств . Возникавшие в двухсторонних отношениях проблемы, связанные с выводом с территории Украины ядерного оружия, с разделом Черноморского флота, с формированием взаимовыгодной основы торгово-экономического сотрудничества непременно находили свое разрешение. Важно, чтобы при всех трудностях в конечном итоге брали верх, - пишет И.С.Иванов, - общая ответственность за судьбы наших народов и политическая воля к дружбе, взаимопониманию и согласию . Российско-украинские отношения играют ключевую роль в рамках СНГ, в укреплении мира и стабильности на европейском континенте. Из материалов сборника следует, что наши государства готовы более эффективно координировать свои действия на мировой арене в интересах формирования демократической системы международных отношений. Для России сотрудничество с Украиной было, есть и будет, - подчеркивает И.С.Иванов, - одним из важнейших внешнеполитических приоритетов .

Отмечая важность поступательного развития сотрудничества между Украиной и Российской Федерацией, украинский министр иностранных дел А.М.Зленко указывает, что на этом пути мы осознали себя двумя независимыми и равноправными государствами, стратегическими партнерами, чьи дружественные и добрососедские отношения являются важным компонентом общеевропейской безопасности и стабильности . Обращая особое внимание на комплекс двусторонних соглашений торгово-экономического характера, А.М.Зленко приходит к выводу: Оказывая взаимную поддержку социально-экономическим реформам в обеих странах, всячески содействуя экономическому росту и позитивной динамике в торговых отношениях, мы сможем выйти на новые важные рубежи .

Расположение документов и материалов в книгах по хронологическому принципу позволяет проследить становление и развитие двусторонних отношений, начиная с Декларации о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 июня 1990 г. и Декларация о государственном суверенитете Украины от 16 июля 1990 г. до материалов пресс-конференции министра иностранных дел Российской Федерации И.С.Иванова и министра иностранных дел Украины А.М.Зленко (23 октября 2000 г.).

Опубликованные документы безусловно могут стать важной базой для исследования всех аспектов двусторонних отношений, взаимодействия двух государств в рамках СНГ и на международной арене, помогут преодолеть влияние недолговременных и конъюнктурных соображений, обусловленных зачастую политическими и националистическими амбициями, продолжить объективное освещение развития взаимовыгодного российско-украинского сотрудничества. В связи с этим надо прислушаться к мнению российских и украинских экспертов, подводивших на заседании круглого стола итоги 10-летнего раздельного существования России и Украины. Они констатируют, что в этот период не были использованы ресурсы сотрудничества и необходимо создание новой модели, при разработке которой следовало бы не столько стремиться к недостижимому идеалу, сколько исходить из реального состояния двусторонних отношений, нейтрализовать страсти и эмоции, наращивать позитивную динамику .

Можно вполне согласиться и с утверждением академика А.Чубарьяна, указывающего, что во взаимоотношениях России с соседними государствами накоплено слишком много исторического опыта, часто весьма негативного и трудного, который отрицательно влияет на отношения с ними и что это должно стать уроком, опытом, но не причиной политических трудностей и враждебных стереотипов .

Стремление двух государств к полноправному стратегическому партнерству нашло свое подтверждение 9 декабря 2002 г. в Москве во время переговоров президента РФ В.В.Путина с президентом Украины Л.Д.Кучмой, в ходе которых российский президент заявил, что Россия и Украина являются друг для друга самыми главными партнерами . Эту позицию подтвердил и украинский президент, пожалуй впервые заявив, что Россия для нас - самый-самый стратегический партнер, каким не может быть ни одна другая страна . Развитие двусторонних отношений в ближайшие годы покажет, насколько их содержание будет зависеть от изменения внутриполитической ситуации и внешних факторов, которые до недавнего времени имели немаловажное значение для выработки внешнеполитических курсов двух стран.

Хотелось бы надеяться, что вопреки мнениям некоторых политиков и политологов, геополитические, социально-экономические и историко-культурные факторы приведут к единению двух братских народов независимо от того, будут ли на них время от времени примерять одежды стратегических партнеров или вынужденных соседей. Украина и Россия обречены быть вместе.

Бабенко Василий Николаевич -доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН.

{textmore}
TEXT +   TEXT -   Печать Опубликовано : 11.07.11 | Просмотров : 3727

Введите слово для поиска
Главная О компании Новости Медиа архив Файлы Опросы Статьи Ссылки Рассылка

© 2019 All right reserved www.danneo.com